РСС Деятельность РСС Информатизация

Авторизация

Информатизация
Трансграничное пространство доверия государств-участников СНГ

В настоящее время государства – участники СНГ провозгласили развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) одним из приоритетов и необходимым условием устойчивого экономического роста и повышения качества жизни граждан.

Национальные программы развития ИКТ позволяют все большему количеству граждан получать доступ к глобальным информационным сетям и ресурсам, что способствует международным интеграционным процессам во всех сферах жизни общества (торговля, образование, медицина, государственные услуги и пр.).

Однако при международном информационном взаимодействии остро встает вопрос обеспечения доверия и безопасности обмена данными. Это особенно актуально для процессов, предполагающих совершение юридически значимых действий.

С целью обеспечения доверенного трансграничного обмена электронными данными РСС с 2011 года проводит комплексную и систематическую работу по формированию трансграничного пространства доверия (далее ПД-Т) с привлечением лучших мировых экспертов.

Краткое описание цели работы, подходов, достигнутых результатов и направление развития приведены в Справочном документе "Общая инфраструктура доверия для юридически значимого трансграничного электронного взаимодействия".

Подробное описание этапов работы приведено в следующей таблице:

Описание этапа Статус
Этап 1 - разработана "Модель формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств-участников СНГ" (далее Модель ПД-Т) (прилагается Модель ПД-Т и Пояснительная записка к Модели ПД-Т)
Дано описание понятийного аппарата, основных блоков и составных частей ПД-Т, а также взаимосвязи между ними. В Модели ПД-Т намечены последующие этапы формирования ПД-Т. Одобрена на 17-м заседании Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС (2 июня 2011 года в г. Ереван, Республика Армения, решение № 17/3).
Этап 2 - разработана "Методология формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия" (далее Методология ПД-Т) (прилагается Методология ПД-Т и Пояснительная записка к Методологии ПД-Т)

Дано описание основных принципов и подходов к построению ПД-Т.

Разработана архитектура ПД-Т включающая в себя:

  • общую инфраструктуру доверия (ОИД), состоящую из специализированных сервисов;
  • учетные системы, которые взаимодействуют непосредственно между собой посредством электронных передаваемых записей, при этом юридическая значимость взаимодействия обеспечивается сервисами ОИД;
  • операторов учетных систем и сервисов ОИД;
  • аудиторов деятельности операторов учетных систем и сервисов ОИД.

В Методологии ПД-Т в первом приближении даны варианты реализации сервисов ОИД и алгоритм их выбора применительно к следующим предметным областям:

  • деятельность контролирующих органов;
  • медицина;
  • образование;
  • нормативное регулирование;
  • деловая сфера.

Предложена для ознакомления на организованной пятью региональными комиссиями ООН (UNECA, UNECE, UNECLAC, UNESCAP, UNESCWA) конференции "Global Trade Facilitation Conference 2011", посвященной механизму единого окна и цепочкам поставок.

Представлена на 18-ой сессии Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциями Комитета по торговле Европейской экономической комиссии (UN/CEFACT).

Является одним из вспомогательных материалов к проекту новой Рекомендации UN/CEFACT «В отношении Доверенного трансграничного обмена электронными торговыми документами».

Одобрена на 18-м заседании Координационного совета государств участников СНГ по информатизации при РСС (5 ноября 2012 года в г. Баку, Республика Азербайджан, решение № 47/18-9).

Совместно с представителем немецкой компании T-Systems International GmbH подготовлен Сравнительный анализ Проекта «Распоряжения Европейского Парламента и Совета об электронной идентификации и сервисах доверия для электронных транзакций на внутреннем рынке» и Методологии ПД-Т.

Этап 3 - создана "Концепция разработки и принятия проектов документов для координации и аудита деятельности участников ОИД" (прилагается Концепция и Приложения к Концепции)

Дано описание подходов к организационно-правовому регулированию трансграничного пространства доверия.

Содержит алгоритм формирования номенклатуры и содержания НПА для различных вариантов реализации ОИД.

Разработана по заказу Минкомсвязи РФ совместно с представителем немецкой компании T-Systems International GmbH и заведующим кафедрой теории права и сравнительного правоведения Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Этап 4 - разработка проектов документов для координации и аудита деятельности участников ОИД
Запланировано на 2013 год

 

По всем интересующим Вас вопросам просьба обращаться:

 

Домрачев Алексей Александрович, член Комиссий РСС по информатизации и информационной безопасности, Советник Департамента государственной политики в области создания и развития электронного правительства Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
т.+7 499 503 97 44+7 499 503 97 44  alekdomrachev@gmail.com

Сазонов Александр Валентинович, член Комиссии по информационной безопасности РСС, заместитель генерального директора по развитию ЗАО "Национальный удостоверяющий центр"
т. +7 495 690 92 22+7 495 690 92 22 sazonov@nucrf.ru

Вусс Георгий Васильевич,  научный консультант ФГУП ВНИИПВТИ
т.+7 499 235 62 65+7 499 235 62 65 g.vuss@mail.ru

Кустов Владимир Николаевич, генеральный директор ООО "Удостоверяющий центр ГАЗИНФОРМСЕРВИС"
т. +7 812 520 30 50+7 812 520 30 50 (доб. 1703) Kustov-V@gaz-is.ru

 
Информатизация.

      Широкое применение информационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека существенно влияет на мировое развитие, создает важные предпосылки для крупных экономических и социальных преобразований, ведет к формированию передового общества.

      Одним из важнейших компонентов формирования информационного общества является создание «электронного правительства» - системы эффективного взаимодействия органов государственного управления, граждан и бизнеса посредством услуг, предоставляемых на базе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

      Необходимость создания такой системы отмечена в итоговых документах Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) – Женевской декларации принципов и Плане действий (2003 год) и Тунисской программе для информационного общества (2005 год), в подготовке и продвижении основных положений которых активное участие принимали страны участников РСС.

      Женевский План действий в области электронного государственного управления (С.7. 15. Электронное государственное управление) предусматривает:

  • осуществление стратегии электронного государственного управления, уделяя основное внимание приложениям, направленным на обеспечение инновационной деятельности и прозрачности государственных учреждений и демократических процессов, повышение эффективности и укрепление связи с гражданами;
  • разработку на всех уровнях национальных инициатив и услуг электронного государственного управления, соответствующих потребностям граждан и деловых кругов, с тем чтобы добиться более эффективного распределения ресурсов и публичного достояния.
  • поддержку инициативы по международному сотрудничеству в области электронного государственного управления в целях повышения прозрачности, подотчетности и эффективности на всех уровнях государственного управления.

      Тунисская программа для информационно общества (п. 90) предусматривает:

  •  поддержку использования ИКТ в органах государственного управления в качестве одного из приоритетов и основной целевой области деятельности по содействию развитию на базе ИКТ;
  •  разработку и внедрение приложений в области электронного правительства, основанных на открытых стандартах, с целью повышения уровня развития и взаимодействия систем электронного государственного управления на всех уровнях, тем самым способствуя доступу к государственной информации и государственным службам и содействуя созданию сетей ИКТ и разработке услуг, которые были бы доступны в любом месте, в любое время, для кого угодно, с использованием любых устройств.

      Электронное государственное управление является важной составной частью национальных электронных стратегий, которые согласно решениям ВВУИО должны быть разработаны правительствами стран до 2010 года, и стать неотъемлемой частью национальных планов развития и стратегий снижения уровня бедности.

      В большинстве стран участников РСС – Азербайджане, Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане и Украине разработаны и реализуются национальные стратегии развития ИКТ и целевые государственные программы – Электронный Азербайджан, Электронная Беларусь, Электронная Молдова Электронная Россия, Электронная Украина и др. В ряде стран приняты и выполняются планы действий (мероприятий) по реализации национальных стратегий развития ИКТ, важнейшей составной частью которых являются программы создания «электронного правительства». В последние годы в странах Содружества заметно повышается уровень информатизации государственного сектора. Происходит быстрый рост числа эффективно работающих приложений ИКТ в области учета обращений граждан, систем электронного документооборота и контроля за расходованием бюджетных средств. Расширяется состав баз данных, доступных населению с использованием ИКТ и через порталы государственных органов. Однако, создание общегосударственных систем оказания услуг электронного государственного управления находится на различных стадиях построения.

      Исполкомом РСС при участии АС РСС составлен и ежегодно обновляется Обзор о реализации госуслуг в странах участников РСС.

 
Региональное содружество в области связи,  Решетников А. В.