РСС Рабочие органы РСС РГ по пересмотру Уставных документов РСС
РГВУ ПВД НП
Рабочая группа по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки

Сеть информационно-маркетинговых центров (далее – сеть ИМЦ) создана для информационной поддержки внешнеэкономической и предпринимательской деятельности в государствах-участниках СНГ, способствующих подъему производства и расширению товарообмена между государствами Содружества.

Основанием для создания сети ИМЦ является Решение Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года о ходе выполнения решений Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 года о создании зоны свободной торговли и Программа действий по развитию Содружества Независимых Государств на период до 2005 года от 20 июня 2000 года, утвержденная Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств.

21 мая 2010 года, Решением глав Правительств государств – участников СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки (Соглашение) и утверждено Положение о Рабочей группе по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки (Положение, г. Санкт-Петербург).

Соглашение подписали главы правительств 7-ми государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Молдовы (с оговоркой), Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, Украины.

По информации Исполкома СНГ на 5 сентября 2013 года, Соглашение ратифицировали следующие государства:

Республика Таджикистан – 24 декабря 2010 года;

Республика Беларусь – 16 марта 2011 года;

Республика Казахстан – 4 октября 2011 года;

Украина – 28 июля 2011 года;

Российская Федерация – 4 июля 2013 года.

Соглашение вступило в силу, для Республики Таджикистан, Республики Беларусь, Украины 27 августа 2011 года. Для Российской Федерации – 4 августа 2013 года.

Подписанию данного Соглашения предшествовала работа, которая проводилась в рамках Межгосударственной программы создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств – участников Содружества Независимых Государств на период до 2005 года (Программа). Программа была утверждена Решением Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001 г. Государственным национальным заказчиком-координатором Программы было определено Министерство Российской Федерации по связи и информатизации (в настоящее время Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации).

Участниками Программы были десять государств Содружества (кроме Туркменистана и Республики Узбекистан). При этом Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова и Таджикистан внесли оговорки, предусматривающие их участие в реализации Программы по мере финансовых возможностей.

Для реализации и координации основных положений Программы, а также планирования первоочередных проектов, исходя из заинтересованности сторон, была образована Рабочая группа высокого уровня из числа полномочных представителей государств – участников Программы (РГВУ, 2003 год). В период с 2003 по 2009 гг. было проведено 6-ть заседаний Рабочей группы.

В соответствии с решением Экономического совета СНГ 3 декабря 2004 Координационному совету государств-участников СНГ по информатизации при РСС (Координационный совет) было поручено осуществлять мониторинг реализации Программы.

Вопросы о ходе реализации Межгосударственной программы неоднократно обсуждались на заседаниях Координационного совета и Совета глав правительств СНГ.

В частности на заседаниях Координационного совета была создана инициативная группа из представителей государственных национальных заказчиков Республики Беларусь, Российской Федерации, Украины. Для дальнейшего развертывания работ по Программе была выбрана модель, предполагающая добровольность участия сторон, расширение состава участников, софинансирование общего проекта в части создания национальных сегментов Межгосударственного ИМЦ, а также интеграция на его основе национальных сетей ИМЦ и электронных торговых площадок.

Принимая во внимание востребованность Программы, как инструмента развития взаимного торгового обмена и эффективного решения задач экономической интеграции стран Содружества, решением Совета глав правительств СНГ от 3 июня 2005г. по предложению государств-участников Координационного совета Программа была продлена до 2008 года.

Презентация достижений по реализации Программы была представлена на 10-м заседании Координационного совета, состоявшемся в Москве (13 декабря 2006 года). Участникам заседания был продемонстрирован созданный Беларусью и Россией действующий сегмент Межгосударственного информационно-маркетингового центра, а также проведение аукциона государственных закупок с помощью ключа электронной подписи.

Наряду с разработкой и реализацией технических и технологических решений была проведена работа по гармонизации нормативно - правовой базы в странах участников Программы. В этой связи, в рамках Экспертного совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ – РСС по предложениям участников РСС и Координационного совета, был разработан и принят в ноябре 2008 года модельный закон «Об электронной торговле».

С целью решения организационно-правовых и экономических вопросов по дальнейшему созданию, использованию и развитию национальных сетей информационно-маркетинговых центров и объединение их в межгосударственную сеть, РГВУ, по поручению Координационного совета, были разработаны вышеуказанные Соглашение и Положение.

В соответствии с принятыми документами государства-участники Соглашения определили своих представителей в состав вышеуказанной Рабочей группы.

Рабочая группа является органом по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки (далее – Рабочая группа), создана для согласованного развития национальных сетей информационно-маркетинговых центров и объединения их в межгосударственную сеть ИМЦ.

Рабочая группа в своей деятельности руководствуется Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ, утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, а также Стратегией экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 14 ноября 2008 года, в части создания национальных ИМЦ, объединения их в межгосударственную сеть и развития электронной торговли как одного из приоритетных направлений экономического сотрудничества государств – участников СНГ, а также Соглашением о сотрудничестве государств – участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки от 21 мая 2010 года и Положением о Рабочей группе.

29 января 2013 года в г. Москва состоялось 1-ое, организационное заседание Рабочей группы по развитию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на национальные рынки.

С целью активизации работ по реализации Соглашения, участниками Рабочей группы было принято решение об утверждении Плана работы Рабочей группы на 2013 год с учетом внесенных замечаний и предложений.

10 октября 2013 года в г. Минск состоялось 2-ое заседание РГ МИМЦ.

На заседании были рассмотрены вопросы сотрудничества с международными организациями, курирующими вопросы электронной торговли, такими так Паназиатский альянс по электронной торговли, Группа по телекоммуникациям и информации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, ЕЭК ООН.

В рамках состоявшегося заседания было принято решение проработать вопрос о создании альянса по электронной коммерции на евразийском пространстве с участием Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, и с дальнейшим подключением к нему других государств-участников СНГ.

Во исполнение решений 2-го заседания Рабочей группы 28 ноября 2013 г., Исполкомом РСС был проведен сеанс видеоконференции, при участии представителей: Исполкома РСС, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» при Министерстве иностранных дел Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь.

В ходе проведения видеоконференции состоялось обсуждение Основных подходов к созданию международного частно-государственного партнерства для формирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия в рамках евразийской экономической интеграции и решения других задач, реализуемых на основе юридически значимого электронного документооборота, как базовой концепции создания альянса по электронной коммерции на евразийском пространстве. Представители ведомств согласились, и в целом одобрили идеологию представленных подходов. Состоялся обмен мнениями о существующих проблемах и вызовах в области создания трансграничного пространства доверия (ПД-Т), а также намечены дальнейшие пути создания ПД-Т, как на пространстве СНГ, так и в других форматах (ТС, ЕЭК, ЕС, АТЭС, ШОС).

 

Об опыте работы стран СНГ по созданию и использованию сети информационно-маркетинговых центров и взаимодействию с заинтересованными государствами – участниками СНГ

 
Региональное содружество в области связи,  Решетников А. В.